Ричард Султанов: «Рынку авиации нужна конкуренция»Теги: интервью
Компания Boeing сейчас переживает один из самых трудных периодов в своей истории. В результате крушений двух самолетов модели 737 Max погибло 346 человек. Авиационные власти всех крупных стран запретили полеты данной модели, и все еще не известно, когда 737 Max сможет вновь вернуться в воздух. Рынку нужна конкуренция и два мощных игрока-производителя самолетов.
Ричард, с чем столкнулась компания Boeing после двух авиакатастроф с самолетами модели 737 Max?
Ричард Султанов: Две трагедии с участием модели 737 Max и возникшие впоследствии проблемы сильно ударили не только по финансовому состоянию компании Boeing, но и поставили под вопрос доброе имя одного из крупнейших в мире производителей самолетов. В настоящий момент производство модели 737 Max приостановлено, и не понятно, когда оно возобновится. Компания не знает, где хранить произведенные экземпляры: некоторое время после введения запрета на полеты 737 Max Boeing продолжала выпускать по 42 единиц этой модели каждый месяц, и на площадке завода их скопилось более 400. Эта ситуация сильно повлияла на финансовое положение и рыночные перспективы производителя. Тем не менее, совсем недавно компания Boeing побила все рекорды по объему поставок самолетов. В 2018 году она поставила 806 самолетов, в 2019 году намеревалась превысить этот показатель. Но этого не произошло по уже знакомым нам причинам. В 2019 году Boeing передал заказчикам всего 380 самолетов, а Airbus — 863. Книга заказов Boeing в прошлом году не пополнись — напротив, уменьшилась на 84 единицы. Airbus в тот же период пополнил книгу заказов на 636 единиц. Необходимо отметить, что для Boeing модель самолета 737 Max является наиважнейшей — она занимает 80 % в книге заказов в единицах и 60 % в денежном эквиваленте. Убытки Boeing в 2019 году составили 636 млн долларов, что является худшим показателем с 1997 года. В январе этого года, впервые за свою историю компании, Boeing не получил ни одного нового заказа.
Почему с новой моделью все пошло не так?
Ричард Султанов: Многие авторитетные на рынке специалисты говорят, что компания совсем не ожидала такого стремительного негативного развития ситуации. Считалось, что с Boeing такого произойти не может. К компании относились с большим доверием, и авиационные власти делегировали ей часть своих функций по сертификации самолетов, что в некоторых случаях позволило самой компании решать, что важно и безопасно, а что нет. С одной стороны, модель является продолжением линейки 737. Самолет по многим параметрам похож на своих предшественников, но есть и важные различия в части более сложных и современных систем. Предполагалось, что все и так само будет нормально функционировать, и переобучение пилотов не потребуется. В инструкции не был включен целый ряд новых разработок в системе самолета и пояснений, как с ними работать, особенно в нестандартных ситуациях. Две катастрофы показали, что эти упущения оказались не просто существенными, но и жизненно важными.
Что ждет производителя в ближайшем будущем?
Ричард Султанов: Многие игроки на рынке задаются вопросом, сможет ли Boeing когда-нибудь оправиться от столь серьезного кризиса. Все силы компании брошены на решение ситуации, все недостатки должны быть устранены. Предполагается, что модель сможет вернуться в эксплуатацию во второй половине этого года. С момента крушения самолета Ethiopian Airlines поступило всего 30 новых заказов на эту модель. Потери компании значительны: Boeing ожидает, что они составят более 18 млрд долларов. Акции производителя упали в 3 раза по сравнению с 2017 годом. Boeing придется проделать существенную работу с заказчиками, чтобы они были абсолютно уверены в самолете. Я думаю, что у компании все получится. Все заинтересованы в их успехе. Это стратегический производитель, обладающий огромными компетенциями в аэрокосмической отрасли, важный поставщик военных самолетов. А гражданскому рынку нужна конкуренция, как минимум — два производителя, которые имеют стимул развиваться, сдерживают цены. Монополия, конечно, ставит это под угрозу.
☹
✎
|