Мы в социальных сетях:
» » Донбасс - зыбкое перемирие. Часть 2

Донбасс - зыбкое перемирие. Часть 2

◈ 31-05-2016, 05:18
1639
Распечатать
Теги: общество 

 

 Читать часть 1

Из глубинки ЛНР на Большую землю

Самая короткая ночь для меня наступила в Счастье. Страх вероятных обстрелов одолел мое сознание. И как не странно, ночью разразилась гроза, которая лишь добавила беспокойства. В ночное время город не спал, так как многие его жители сидели в подвалах, дожидаясь рассвета. ЛНРовцы уже давно привыкли к ночным обстрелам, но для меня, человека, как говорится, не стрелянного, это ощущение было незнакомо, и от того еще более пугающее. Как результат спать в холодном подвале совсем не хотелось, да и сама атмосфера подвального помещения была жуткая, и сырость страшная. Не понимаю, как здесь можно прожить полтора года с детьми и престарелыми, без света, тепла и элементарных удобств. Совсем не спалось мне еще от осознания того, что завтра на рассвете меня ожидает путь из "глубинки" ЛНР на "Большую землю".

Рассвет застал меня уже на вокзале, где частный перевозчик обязался доставить всех желающих на линию разграничения... Из дверей автобуса выглянула бодрая и жизнерадостная бортпроводница. "Штурман" в юбке сразу встречает попутчиков вопросом: "Точно у всех есть пропуска?". Но пассажиров оказалось не так много: пожилая пара, молодая семья, и пару дам бальзаковского возраста, так и не открывшие бортпроводнице автобуса пропуска с целями своей поездки.

Дорога пролегала к конечному пункту пропуска, который контролировала армия ЛНР. Расстояние со всеми объездами до пункта пропуска не более 120 км. "В последнее время людей мало ездит,- делиться со мной жена водителя и хозяина автобуса, -но мы не перестаем ездить, так как у многих там родственники, и мы - единственный шанс попасть с той земли на эту." В наш разговор вступает водитель: " Не поверите, но прошлой зимой я попал под обстрел именно в этом месте, под городом Счастье. Снаряд попал в асфальт перед лобовым стеклом. Смотрю, летят осколки, и мысленно прощаюсь с жизнью! Оказались куски земли".

Тут же супруга водителя превращается в экскурсовода. На пару с супругом вспоминают времена дебальцевского обострения... Обстрелы, конфликты, мзда на блок постах...

"А вот смотри их полигон, - комментирует женщина, - но не для стрельб, они тут танки водили". Речь, конечно же, шла о ВСУ, которые когда-то располагались в пригороде Счастья, здесь был расположен их первый блок пост. "Палаточный городок был разбит прямо возле дороги. Мимо проносились поросшие быльем укрепления, вполне свежие линии окопов за обочиной. Чуть дальше старую заправку разбирали по кирпичику люди в форме, загружая добычу в военный Камаз без номеров", - с горечью вспоминает наш экскурсовод. Но с тех пор мало, что изменилось. Кругом разбитые дороги и мосты, разобранные заправки и строения, обветшалые рекламные бигборды. А ведь не так давно здесь кипела жизнь полная мира, добра и благополучия!

Город-призрак

"Въезжаем в Первомайск, который сильно пострадал от военных действий!, - поясняет мне бортпроводница.- Смотрите, вам понравится. "А что может здесь нравиться? Дома, как из фильма ужасов, а я - словно герой Уилла Смита из культовой киноленты "Я - легенда". Вокруг ни души, пустые кварталы, улицы, дома. Кажется, город просто умер, точнее стал призраком.

Разглядеть весь населенный пункт нам, к сожалению, так и не удалось: на узловом перекрестке Луганск-Донецк и Ростов-Харьков наш автобус свернул вправо. Все потому, что на "Большую землю" сегодня можно добраться только в объезд. Прямой и короткий путь разрушен. Весь перекресток - руина. На подъезде к нему, на одной из разрушенных стен, красноречивая надпись о запрете съемки.

В бывшем магазине, заваленном мешками, нас ожидает последний военный блок пост ополчения. Проверка здесь скорее формальность. Человек в камуфляже заходит в автобус, здоровается, и смотрит паспорта. Не заинтересовавшись женщинами бальзаковского возраста, ополченец выходит с автобуса, и мы продолжаем путь.

"Сейчас хоть какое-то движение появилась, а зимой здесь вообще было пусто, одно ополчение. Людей вообще не было, - продолжает мой экскурсовод. - Вечером темно- ни фонарей, ни света в окнах, поэтому этот участок мы проезжаем за светло". Первомайску, конечно, особенно досталось. Вдалеке в окне нашего микроавтобуса виднеется пятиэтажка, в ее торце - дыра, размером примерно в этаж. Центр города выглядит еще хуже: часть домов сгорела, часть - вообще без стекол, с побитыми стенами. Как люди могут здесь жить? На месте какого-то нового элитного строения из дерева осталась только кирпичная труба дымохода. И чем ближе к линии разграничения, тем больше приходиться объезжать. Ведь кругом разбитые дороги и мосты. Автобус съезжает на засыпанную щебнем дорогу. Город-призрак остается позади…

Граница

Оставшиеся мили коротаем за разговорами. Мои проводники советуют на линии разграничения сидеть молча, не говорить по телефону, и конечно же, не называть настоящей цели моего визита. Градус волнения подымается: что ожидать от голодных, обездоленных, битых войной людей не известно, ведь там на "Большой земле", кто с оружием, тот и прав.

На самом деле, до первого блокпоста ВСУ от последнего ЛНРовского каких-то пару километров по прямой, но дорога жизни, как многие ее тут называют, кажется бесконечной из-за непонижающегося градуса волнения и страха. Ведь впереди абсолютная неизвестность...

Тут наш путь на автобусе заканчивается. Дальше его не пропустят. Наша бортпроводница пересаживает нас в восьмиместную газель, на которой нам предстоит преодолеть заключительные 10 км. ключевого пункта пропуска. Здесь маячат десятки такси. Берут всех, кто готов рисковать за собственные деньги. Но люди ждут, что подешевле. Поэтому в нашу восьмиместную Газель садятся свыше 10 человек. Но водитель своеобразной маршрутки провозит всех.

На другом берегу

На первом блокпосту ВСУ уже к 11 утра нас ожидает огромная очередь... из автомобилей. Пешеходов не так много. К заветной линии пускают по 10 человек. Остальные ожидают своей очереди. Все военные вооружены, умело проверяют сумки, разбираясь с паспортами и пропусками. Чтобы пройти через пункт пропуска нашей Газели понадобилось 40 минут. А солнце палило уже вовсю...

На другом берегу внешне кажется все привычным. Обычные провинциальные населенные пункты, индустриальные, как и многие здесь на Донбассе. Но воздух здесь кажется другой, замкнутый, как в закрытом пространстве. Мы вновь садимся в газель, и продолжаем путь в оккупированный Донбасс, чтобы понять, как и чем живут люди в такой вильной и незалежной Украине.

 

Продолжение следует...

 

Автор материала: Марина Белецкая

.


  ✎