Как подростку найти свое место в этом непростом мире и
понять себя? Как ученику пробудить и реализовать свой творческий и
интеллектуальный потенциал? На что способен ученик? Этими вопросами уже
несколько лет задаются педагоги Губернаторского светленского лицея. Насколько
он способен понять не только себя, но и другого? Как преодолевать
общепринятые штампы мышления? Поиск ответов на эти вопросы осуществляется
учениками в ходе учебного процесса, на уроках Практической Философии, авторском
курсе Александра Геннадьевича Сайбединова, Народного Учителя РФ, директора
лицея. Эти уроки тесно связаны с
уроками изобразительного искусства: самовыражение языком рисунка, попытка
фиксации своей мысли на листке бумаги, развитие абстрактного мышления и не
только. Это предмет вводиться в школьный курс с 8 класса. Погружение учащихся
в тему урока происходит постепенно, в ходе диалога Учителя с учениками, что
совсем не похоже на урок. Без обозначенной заранее темы урока. Важно – в
процессе урока найти самому тему предстоящего творческого задания, что потом
позволит увереннее искать ответ на поставленный вопрос. На одном из таких уроков в
10 классе мы говорили об энергетике слова. Директор спрашивал нас, может ли
слово иметь силу? Насколько она велика? И как ее измерить? И оказывается на
самые простые вопросы найти ответы не так легко. Мы выяснили, каждое слово
имеет разную силу. Скромный, веселый, смелый, наглый, сволочь. Каждое
вызывает разную реакцию и действует по-своему. Энергия. Сила. Энергетика. Слово
имеет способность воодушевить человека, окрылить его, а может
уничтожить веру и радость жизни. И умелое обращение словами – это тоже
искусство. Что может добавить столько силы, сколько не даст физическая
тренировка. Так формируется тема урока. А потом мы рисуем. Рисуем на
совершенно разные темы. «Мир звуков», «Мир моих ценностей» «Восприятие физики
окружающего мира через восприятия стула», «Город юности – особый город» и
огромное множество других тем, над которыми серьезно думаешь. Ученицы Александра
Геннадьевича Арина Вторушина делится своим отношением к этому новаторскому
уроку: – Для меня
Практическая философия – один из основополагающих предметов. Он развивает
мышление, фантазию, в целом интеллект и свою точку зрения на все не физические
явления, происходящие в нашей жизни. Это мой любимый предмет. Еще одна ученица лицея –
Катя Евтушенко – говорит: – Урока практической
философии нет в обычных школах и лицеях. Каждый раз, получая новую тему,
нам приходится заглянуть в глубину предмета, в глубину себя, что
заставляет увидеть вещи с другой стороны. Бывает очень сложно отобразить
на бумаге свои мысли, но в этом и есть вся суть. Мы учимся мыслить образами и
доносить это до других. Происходит процесс познания себя, раскрытие своего
внутреннего мира. Иногда какой-то образ сразу приходит в голову, но иногда
приходится долго копаться в себе и искать ответ на поставленный, каверзный
вопрос.